Какое образование должно быть у кадровика

Какое образование необходимо иметь кадровику
с учётом профстандартов, должностных обязанностей
и всех трудовых функций, которые он выполняет
на практике.
Поиск и подбор новых сотрудников, кадровое делопроизводство, управление процессами оценки и обучения персонала — вот далеко не полный список задач, поручаемых специалистам по работе с кадрами. Для эффективного их решения необходима хорошая профессиональная подготовка. Какое образование должно быть у кадровика и какой уровень подготовки считается достаточным? Давайте разберёмся.
    Образование кадровика по профстандарту: обязательные требования

    Самый очевидный способ узнать, какие базовые требования предъявляются к образованию любого специалиста — заглянуть в актуальный профстандарт. Именно там указан рекомендованный образовательный ценз и перечислены конкретные навыки, необходимые работнику для выполнения той или иной трудовой функции. Профстандарты, в отличие от во многом устаревших тарифно-квалификационных справочников, учитывают реалии современной экономики.

    Читайте в статье: Профстандарты: как внедрить и применять на практике
    На сегодняшний день профессиональные стандарты разработаны для сотен профессий, но отдельного профстандарта для кадровиков не существует. Поэтому ориентироваться следует на общий профстандарт специалиста по управлению персоналом, утверждённый приказом Минтруда №691н. Именно этим документом смело могут руководствоваться при разработке должностных инструкций для сотрудников кадровой службы и государственные учреждения, и частные компании. Он охватывает несколько квалификационных уровней и целых восемь обобщённых трудовых функций, связанных с управлением персоналом:

    • (А) Документационное обеспечение работы с персоналом
    • (B) Деятельность по обеспечению персоналом
    • (C) Оценка и аттестация персонала
    • (D) Развитие персонала
    • (E) Организация и оплата труда персонала
    • (F) Организация корпоративной социальной политики
    • (G) Операционное управление персоналом и подразделением организации
    • (H) Стратегическое управление персоналом организации

    А поскольку все эти функции, очень разные и по своему содержанию, и по степени возлагаемой на работника ответственности, объединены одним-единственным профстандартом, применяют его и к HR, и к специалистам по обучению и развитию персонала, и к руководителям кадровой службы. Разумеется, с учётом соответствующего квалификационного уровня, которых, напомним, в общей сложности насчитывается девять, а конкретно в этом профстандарте — три (пятый, шестой и седьмой). Документ носит рекомендательный характер, но его можно применять как профстандарт для кадровика: образование, опыт работы, необходимые знания и умения в нём перечислены. Научиться применять профстандарты на практике сможете в программе Руководство отделом кадров - 2022 Высшей Школы Кадровика.

    Профессия — кадровик: какое образование нужно для выполнения трудовой функции специалиста по кадрам
    Итак, какое образование должен иметь кадровик? Это зависит от функций, которые он выполняет. Поэтому — внимание на должностную инструкцию: что в ней написано? Какие обязанности поручаются кадровику в вашей организации? Если он занимается сугубо велением кадрового делопроизводства (заполняет трудовые книжки, оформляет приказы по личному составу, составляет график отпусков и т.д.), речь идёт о трудовой функции, обозначенной в профстандарте как «А. Документационное обеспечение работы с персоналом». И соответствует ей пятый уровень квалификации. Следовательно, рекомендованное образование кадровика по профстандарту — среднее профессиональное и дополнительное профессиональное (под дополнительным образованием подразумеваются различные программы профессиональное подготовки, повышения квалификации и т.д.).

    Но на практике обязанности кадровика очень редко сводятся только к работе с бумагами. И если в крупных организациях служба персонала — это отдельный департамент, штатные специалисты которого отвечают за разные направления (кто-то за оформление трудовых книжек, кто-то — за поиск и подбор новых сотрудников, кто-то — за аттестацию персонала и т.д.), то в небольших компаниях такого строгого распределения обязанностей обычно нет. Это как раз тот случай, когда работодателю экономически невыгодно создавать большой отдел, состоящий из узких специалистов, да и реальной необходимости в этом нет: организация маленькая, сотрудников не так и много, объём кадровой работы небольшой.

    Поэтому штатным кадровикам приходится заниматься всем понемногу: от размещения объявлений о вакансиях и проведения собеседований до адаптации, аттестации и обучения сотрудников. Эти обязанности соответствуют шестому квалификационному уровню. Фактически выполняется несколько трудовых функций — не только А (работа с документами), но и В (работа по обеспечению организации персоналом), С (оценка и аттестация персонала), D (развитие персонала) и т.д. В такой ситуации образование для кадровика по профстандарту требуется уже высшее, как минимум бакалавриат.

    Составьте должностную инструкцию для кадровиков так, чтобы на отдел не переложили чужую работу с помощью уроков программы Руководство отделом кадров - 2022.

    Само по себе соответствие образовательному цензу, предусмотренному профстандартом, ещё не гарантирует, что сотрудник будет хорошо справляться с порученными ему задачами. Поэтому при формировании профиля должности и размещении вакансий указывайте в числе требований к соискателю не только образование для кадровика по профстандартам, но и другие характеристики: опыт практической работы с персоналом, необходимые компетенции, личные качества. Чем точнее и подробнее составлена вакансия, тем выше вероятность, что среди претендентов на должность будет именно такой специалист, которого вы искали.

    Читайте по теме